Парамоновские (Максимовские) склады

Оцените место
Адрес Как добраться
Ростов-на-Дону,
Комплекс складов (5 корпусов) расположен по ул. Береговая, 47 А, 49, 51 А, 51 Б, 51 Г г. Ростова-на-Дону (между проспектом Соколова и Университетским переулком). Добраться до объекта можно на автобусе (№№ 101а, 104, 31),маршрутном такси (№№ 11, 2а, 47, 49, 65, 77, 83, 92) до ост. «Станиславского» или на трамвае (№№ 1, 10, 4) до ост. «Чехова», далее - пешком к береговой линии. Ростов-на-Дону является одним из крупных транспортных узлов России. Месторасположение города определяет пересечение автомагистралей М4 «Дон», М19, Е50, Р61-4.1 (РнД - Волгодонск). С главного автовокзала (ул. Сиверса, д. 1) отправляются автобусы на Астрахань, Волгоград, Таганрог, Луганск, Майкоп, Одесса, Нальчик, Пятигорск, Симферополь и др. От Главного (ул. Привокзальная пл., д. 2/1) и Пригородного (ул. Привокзальная пл., д.1/2) ж/д вокзалов отходят более сотни поездов дальнего следования в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Коаснодар, Новороссийск, Анапу, Адлер, Кисловодск, Самару и другие города России, а также города Белоруссии, Молдавии, Украины и Болгарии. Из аэропорта осуществляются полеты в направлении Москвы, Нового Уренгоя, Норильска, Санкт-Петербурга, Сочи, Казани.

Парамоновские (Максимовские) склады

Одной из достопримечательностей города Ростова-на-Дону считаются живописные развалины Парамоновских складов, которые расположены вблизи Береговой улицы.

Эта земля известна с I-II веков нашей эры, на которой располагалось одно из древних меотских поселений. В конце XVIII века, при строительстве здесь верфей, а позже – торговых складов, было найдено множество артефактов, которые теперь хранятся в городском музее. Строили склады инженеры Якунин и Шульман, которыми была учтена природная особенность склонов донского берега – бьющие круглый год родники. Умелые строители соорудили желоба под родниковую воду и пустили эти желоба через складские помещения.

К началу XX века вся набережная была застроена пакгаузами, бараками и складами, так как с берегов Дона бойко шла торговля, главным образом отправлялось зерно, уголь, лес, пенька.

Сейчас сохранились руины одиннадцати строений, большинство которых входило в собственность купцов Максимовых (известных всей России, так как вели дела от Урала до Черного моря, штаб-квартира семейной фирмы находилась в Ростове), а два принадлежали купцам Парамоновым.

Сегодня толстеннейшие стены из старого красного кирпича с элементами романского зодчества и классицизма, чем-то напоминают крепостные развалины. На фасадах складов в межэтажном пространстве имеются круглые отверстия, использовавшие для пересыпки зерна через брезентовые рукава со вторых этажей на уровень набережной. Зерно отсюда перегружалось на баржи и отправлялось за границу. Под кирпичными стенами вековой кладки бьют родники, которые были естественным «холодильником» для хранения зерна. Так, в помещениях создался микроклимат с постоянной температурой пола, от которого зерно хранилось дольше и не прело. Во время Великой Отечественной войны в одно из этих зданий попала авиабомба, нарушив систему охлаждения. Однако еще в период последних лет СССР склады использовались по прямому назначению, в них хранили цемент, стройматериалы и прочее.

В 1985 году Парамоновские склада стали историческим памятником сначала местного, а потом и федерального значения, своеобразным символом эпохи купеческой культуры портового города.